Гариф Гумер

Мелеузовский район

Гариф Гумер (Гариф Муртазович Гумеров] родился 10 декабря 1891 г. в д. Киргиз-Мияки Белебеевского уезда Уфимской губернии, ныне Миякинского района Башкортостана. До 13 лет учился в деревенском медре¬се, с 1904 по 1909 г. - в Оренбургском медресе «Хусаиния». За активное участие в «забастовке», требовавшей обновления учебной программы, в 1909 г, вместе с 50 шакирдами его выгнали из медресе. Вернувшись в Мияки, он начал учительствовать в открывшейся шко¬ле. Участник Первой мировой войны. С 1917 по март 1919 г. работал учителем в родной деревне. Весной 1919 г. записался добровольцем в Красную Армию, был назначен агитатором 5-й армии.
С 1920 г. продолжительное время работал литературным сотрудником, ответственным секретарем, заместителем редактора в редакциях газет «Красный путь», «Бедняки Восто¬ка», «Урал», «Башкортостан», «Новая деревня», «Коммуна». Несколько лет являлся редакто¬ром журнала «Хэнэк». В 1932-1933 гг. работал корреспондентом журнала «Крокодил» -с Башкортостану.

С 1934 г, Г. Гумер работал переводчиком, редактором, заведующим отделом детской литературы в Башкирском книжном издательстве. В годы Великой Отечественной войны организовал выпуск газет «Лес - фронту», «Сплавщик», освещавшие жизнь сплавщиков В этих газетах он публиковал и свои рассказы, очерки, фельетоны. В послевоенное время Г. Гумер занимался только литературной деятельностью.

Первая книга Г. Гумера «Красные пучки» увидела свет в 1925 г. Гумер в своих стихам поэтизировал новые веяния в деревне, крестьянский труд и его коллективные формы. Прямое обращение к трудовому народу определило агитационно-публицистический пафос поэзии Г. Гумера («Плугарю и плугу»). В эти годы Г. Гумер довольно часто использовал такие традиционные формы и средства, как поэтическая антитеза, способная запечатлеть борьбу революционного с контрреволюционным, нового со старым.

Г, Гумер в 20~е гг. активно работал в жанре прозы, писал нэсэры, рассказы, в ранней прозе Г. Гумера и находили отражение лишь отдельные черты характера нового человека, локальные эпизоды действительности, и все-таки борьба нарождающегося с отживающим как в жизни, так и в сознании людей оставалась центральной.
Г. Гумер одним из первых показал открытый протест башкирских женщин против старых канонов и обычаев, их тягу к знаниям и труду (рассказы «Айхылу», 1922; «Танхылу» 1923). В повести «Ветры революции» (1925] Г. Гумер рисует героические страницы Граж¬данской войны.

В 20~х гг. Г. Гумер был одним из лучших мастеров юмористических и сатирических произведений («Смешные рассказы», 1928).

В 30-е гг. творчество Г. Гумера претерпевает жанровые изменения, идейно-темематический диапазон произведений расширяется и обогащается [сборник стихов «Пройденный путь», 1940; драмы «Остистый мешок», 1935; «Талип Талбирдин», 1940]. Компактностью сюжета характеризуется повесть «Секретарь ячейки» (1930), где автор стремился акцентировать внимание на человеке труда (рабочем фабрики) и через его деяния воссоздать панораму эпохи.
В сатирических произведениях Г. Гумера 30-х гг. («Масалим Масалимов», 1936 разоблачались разного рода обыватели, люди духовно нищие, идеалом которых является только богатство.

В годы Великой Отечественной войны публицистические стихи Г. Гумера тяготе", имущественно к афористическим формам. В стихах «Серебряный кинжал» (1941), «Алмазная брошка» (1941) через описание предметов семейной реликвии поэт сумел передать идею эстафеты боевых традиций, опоэтизировать наказ народа.

В рассказах «Инсэбикэ-таш», «Рассказ деда Юлсуры», «Бригада Накии» и др. описан самоотверженный труд сплавщиков Башкортостана в годы войны. Фольклорные мотивы в этих произведениях органически переплетаются с картинами героического труда совет¬ских людей. Дружба народов и интернационализм ярко показаны в рассказе «Русская ба-бушка», высокие побуждения тружениц тыла - в рассказах «Победило великое чувство», «Подарок бабушки Гульбану».

Эпистолярная повесть Г. Гумера «Дружба и любовь» (1953), посвященная событиям Отечественной войны, страдала отсутствием единого идейного стержня, хронологическим описанием событий. Высокохудожественным изображением действительности военных лет и глубиной разработки образов выделяется повесть Г. Гумера «Городок на волнах» (1950). В основе этого произведения — впечатления писателя о лесозаготовках и сплавщиках, с ко¬торыми ему довелось общаться во время работы в газете «Лес - фронту». Автор создал в повести цельные, глубокие характеры, показал, как люди разных национальностей перед лицом трудностей военного времени становятся членами одной семьи.

В автобиографических повестях мемуарного характера «От порога в горницу» (1957), «Жаныл» (1960) отображена тяжкая судьба интеллигенции, выходцев из темной деревни, бедняков, шакирдов, их постепенное социальное пробуждение. На фоне ярких картин дейст-вительности автор показывает процесс формирования характера героя. Эти повести - пер¬вый опыт создания объемных мемуаров в истории башкирской литературы.
За литературную деятельность Г. Гумер был награжден орденом «Знак Почета», ему присуждено звание заслуженного работника культуры РСФСР.

Яндекс.Метрика