Нигмат Динахметович Шункаров

Мелеузовский районНигмат Динахметович Шункаров родился 1 января 1931 года в селе Ташлы Альшеевского района Башкирской АССР. Окончив в 1946 году Ташлинскую семилетнюю школу, он поступил в школу-интернат № 1 г. Уфы. Успешно закончив ее, Шункаров продолжил свое образование на факультете башкирского языка и литературы Башкирского государственного педагогического института имени К. А. Тимирязева. По окончании института в 1954 году был направлен преподавателем в Ивановскую среднюю школу Давлекановского района. Вскоре был призван в Советскую армию. В 1956 году демобилизовался в звании старшего лейтенанта и вернулся в родное село, проработал в Ташлинской средней школе учителем биологии, химии, астрономии и пения. В годы работы в школе проявил себя как высокообразованный педагог, вел большую общественно-просветительскую работу в качестве лектора, пропагандиста знаний среди молодежи и интеллигенции села.

Родина Нигмата Шункарова испокон веков была богата народным творчеством. Окрестности села Ташлы в старину были местом кочевий и йыйынов, народных игр и увеселений. Этот богатый этнографический район оставался таким до поздних времен, о чем говорят материалы фольклорных и этнографических экспедиций. По воспоминаниям самого Нигмата Шункарова, в этих краях можно было увидеть такие традиционные праздники, как обрядовый «Ҡарға туйы» (Воронья свадьба), Сабантуй вплоть до 50-х годов. Они проходили с участием большого количества людей, стекавшихся со всех ближайших деревень. С утра до глубокой ночи не смолкали голоса и пение молодежи. Еще в школьные годы будущий собиратель и ученый запоминал от деда и бабушки народные песни и баиты, пел их, стал записывать легенды и предания, бытовые поверья, народные песни. Большая любовь к творчеству своего народа, отличная природная память помогли ему запомнить и хранить в памяти множество поэтических строк, разнообразные по жанру и по мелодике народные песни. В научном архиве БФ АН СССР хранятся тетради, где рукой Н. Шункарова записаны тысячи песенных строф. Эти материалы представляют сегодня немалую научно-художественную ценность как памятники музыкально-поэтического творчества башкир-минцев. Так со временем в лице Нигмата Шункарова выросла фигура неутомимого собирателя-фольклориста и пропагандиста народного творчества.

Большую роль в жизни и творчестве Н. Шункарова сыграла встреча с выдающимся башкирским лингвистом-ученым, профессором Д. Г. Киекбаевым. Личное общение с ним, человеческое обаяние, научная деятельность ученого и знание фольклора оставили в душе молодого собирателя и пропагандиста фольклора глубокий след. Его наставления и пожелания по сбору и систематизации образцов народного творчества служили для Нигмата Шункарова путеводной звездой в течение долгой собирательской жизни. Сам Джалиль Киекбаев был большим знатоком народной словесности и песен. Он в свое время с удовольствием пел башкирские народные песни, о чем свидетельствуют магнитофонные записи Шункарова с голосом ученого. Благодарный собиратель хранил его песни как священную реликвию.

1958 год был для Шункарова особо примечательным: он получил приглашение на работу в Институт истории, языка и литературы БФ АН СССР. С этого времени для него завершился этап любительского собирательства и начался этап профессионального совершенства. Первая фольклорно-филологическая экспедиция в Альменевский, Сафакулевский районы Курганской области (1959 г.) под руководством писателя и профессора А. Н. Киреева (Кирей Мэргэна) явилась посвящением молодого собирателя в профессиональные фольклористы. Многому научился тогда Н. Шункаров у видного ученого и наставника. Тогда был собран богатый материал: эпические сказания (иртэк), образцы сказок, топонимические и этнонимические предания, родословные записи – шэжэрэ, тексты песен, баитов, мунажатов, образцы сенлэу, такмаков и многое другое. Для любознательного Н. Шункарова это было первое научное путешествие в мир фольклора. Отныне ранний любительский опыт собирателя сменился на профессиональный, индивидуальное вкусовое собирательство – на плановое, целенаправленное, научное. Затем одна за другой последовали фольклорные экспедиции ИИЯЛ БФ АН различной научной направленности в ранее неизученные фольклорно-этнографические регионы. В течение 25 лет Н. Шункаров со своими коллегами-филологами объездил территорию всего Башкортостана, совершил экспедиции в соседние области и обследовал деревни с башкирским населением Бавлинского, Бугульминского, Мензелинского районов Татарской АССР, Оренбургской, Куйбышевской, Самарской, Челябинской, Свердловской, Пермской областей. За 22 года работы в ИИЯЛ БФ АН он принимал участие в более 40 полевых фольклорных экспедициях, обследовал свыше 500 деревень и сел, записал множество образцов башкирского народного творчества. А количество опрошенных Шункаровым информаторов просто не поддается учету. Однако для фольклориста-полевика еще недостаточно собирать и записывать фольклор, нужно его обрабатывать, то есть систематизировать и описать, подготовить для использования специалистами смежных областей: филологами, фольклористами, этнографами, лингвистами, историками, культурологами, этномузыковедами. Итог работы по систематике и обработке фольклорных материалов экспедиций внушителен: он составляет 300 печатных листов. Весь этот огромный материал классифицирован по жанрам и тематике, снабжен подробными комментариями и сосредоточен в 30 томах. Собранные Н. Шункаровым фольклорные материалы в настоящее время периодически публикуются в сводах «Башкирское народное творчество» («Башҡорт халыҡ ижады»), «Памятники башкирской музыкальной культуры», монографических исследованиях башкирского фольклора, учебниках и учебных пособиях. На этом материале выросло целое поколение фольклористов-филологов, фольклористов-музыковедов, защищены десятки кандидатских и докторских диссертаций.

В 70-е годы в ИИЯЛ БФ АН СССР началась активная работа по собиранию старинных и редких книг и рукописей. С этой целью проводились важные по своим результатам археографические экспедиции. Их постоянный участник Н. Шункаров большой вклад внес в историю культуры Башкортостана не только фольклорными материалами, но и находками старопечатных книг. Им было собрано более 300 старопечатных книг и рукописей, которые хранятся сейчас в фонде редких книг и рукописей отдела литературы Института истории, языка и литературы УНЦ РАН.

Немало труда вложил Н. Шункаров в организацию кабинета звукозаписи Института истории, языка и литературы БФ АН и в пополнение его фонда. Сегодня кабинет звукозаписи оснащен современной звукозаписывающей аппаратурой и его фонд насчитывает огромное количество музыкальных записей. В этой большой коллекции 1500 записей сделаны лично Нигматом Динахметовичем Шункаровым. Это достойный вклад в башкирскую музыкальную фольклористику. Много сил вложил он в поиски старых фоноваликов и паспортизацию записей Ленинградского фонограммархива Института русской литературы (Пушкинский дом), сделанных в 1930 – 1940-е годы И. В. Салтыковым, С. Х. Габяши, А. С. Ключаревым. Им своевременно скопировано множество фонографических записей башкирской народной музыки из указанного хранилища, тем самым они спасены от забвения, сохранены для будущих исследователей музыкальной культуры.

В течение многолетней фольклорно-собирательской работы Шункаров явился первооткрывателем многих талантливых башкирских народных певцов, сказителей, кураистов. Достаточно назвать имена узляуиста Мансура Саламатова (Хайбуллинский район), кураиста и педагога Карима Диярова (Баймакский район), Яхьи Акмурзина (Оренбургская область), Абдрашита Ибрагимова (Куйбышевская область), Сафаргали Султанбекова (Аргаяшский район, Челябинская область), сказительницы Рахили Телякаевой (Оренбургская область) и многих других.

Н. Шункаров был известен в республике не только как превосходный собиратель, но и как активный пропагандист фольклорного наследия башкирского народа. Он периодически выступал по радио и телевидению с передачами о народных певцах и музыкантах, статьями и очерками о них в местной печати. Звучащие ныне по башкирскому радио и телевидению редко встречающиеся песни «Шафиҡ», «Зәлифәкәй», «Маһисәрүәр», «Оло юл», «Йәнгүҙәй», «Хәтирә», «Ҡарағай», «Арғужа» и другие в исполнении профессиональных певцов были записаны в полевых экспедициях Нигматом Шункаровым.

За многолетнюю собирательскую и научную работу Н. Шункаровым опубликовано на страницах республиканских газет и журналов свыше 40 статей и очерков, более 50 нотозаписей башкирских народных песен. Достаточно вспомнить замечательную серию очерков «Пять дней у сэсэна» («Совет Башкортостаны», 14, 15, 17, 20 мая 1969 г.), посвященных творчеству выдающегося башкирского сэсэна, певца и импровизатора Яхьи Фарузовича Акмурзина (с приложением 6 нотных записей его песен), «Мелодии Инзера», записанные во время фольклорной экспедиции в Белорецкий район, статью «Заслуживает высокой оценки» о творческой и педагогической деятельности известного кураиста и певца Карима Диярова и другие. Ему принадлежит также ряд статей научно-методологического характера, в которых даны советы и рекомендации любителям народной музыки по сбору произведений словесного и музыкального творчества.

Особая заслуга Н. Шункарова состоит в собирании и изучении башкирских баитов – жанра, совершенно неизученного в нашей фольклористике. Систематическому их сбору, публикации текстов и напевов он уделял серьезное внимание. В разные годы на страницах газет и журналов «Совет Башҡортостаны», «Башҡортостан пионеры», «Башҡортостан ҡыҙы», в книге «Башҡорт халыҡ ижады. Бәйеттәр» он опубликовал статьи: «Собирайте баиты», «Военные баиты», «Баит о Сак-Суке», «Отзвуки седой старины», с приложением текстов и мелодий. В указанных научных статьях автором дан обстоятельный анализ тем и сюжетов баитов, их привязка к историческим событиям и периодам, дана жанровая классификация. Наряду с научными работами о жанре известных ученых-филологов А. Харисова, А. Киреева, Г. Хусаинова, М. Сагитова, статьи о баитах Н. Шункарова внесли большой вклад в изучение башкирской народной эпической поэзии, в традиционный музыкально-поэтический фольклор.

Важно отметить и то, что собранные фольклорные материалы, легенды, предания, эпос, сказки, баиты, песни разных жанров, описание народных игр, обрядов использованы в крупных монографических исследованиях башкирских ученых, таких, как «Происхождение башкирского народа» Р. Г. Кузеева, «Башкирский героический эпос», «Народное творчество башкир», «Фольклористика в Советской Башкирии» А. Н. Киреева.

Много сделал Н. Шункаров и для башкирского этномузыкознания, собирая материал по песенно-музыкальному фольклору и организуя нотации мелодий и запись текстов. Этому способствовало его многолетнее содружество с замечательным композитором-фольклористом Камилем Юсуфовичем Рахимовым и автором настоящей статьи. Долгие вечера он проводил с Камилем Рахимовым, расшифровывая мелодии и тексты песен. Результатом их совместной творческой деятельности стали нотации 170 башкирских песен и инструментальных мелодий различных жанров и стилей, музыкально-диалектных регионов. В этой роскошной коллекции нотаций в первую очередь следует отметить песни и мелодии башкир Челябинской, Оренбургской, Куйбышевской, Саратовской, Пермской областей, выполненные К. Рахимовым на высоком профессиональном уровне. Особую художественно-эстетическую и научную ценность представляют нотные записи таких выдающихся певцов и музыкантов, как Сафаргали Султанбеков, Яхья Акмурзин, Габдрашит Ибрагимов, Минибай Тугызбаев, Яхия Хамзин, Вазыфа Шаймуратова, Ханифа Биишева и другие. С автором данной статьи переложены на ноты более 50 башкирских баитов и мунажатов, обрядовых и лирических песен, прежде всего в исполнении самого Н. Шункарова и выдающихся информаторов нашего времени Сафаргали Султанбекова, Яхьи Акмурзина, Яхии Хамзина и других.

Н. Шункаров – один из тех счастливых собирателей и исследователей, кому оказывалось большое человеческое доверие. Искусство общения с людьми – дело чрезвычайно тонкое, оно требует взаимного уважения и доверия. В процессе творческого диалога информатор посвящает собирателя в тайны своей души, делится с ним своим духовным и художественно-эстетическим миром – народными песнями и мелодиями. Он передает собирателю свои сокровища, чтобы тот в свою очередь донес их до будущего поколения как традиционное художественное наследие народа. Нигмат Шункаров обладал этой душевной щедростью и добротой, неподдельной искренностью и любовью к творчеству башкирского народа. Его многочисленные информаторы отвечали ему тем же. В одной из рукописей Н. Шункаров об этом записал так: «Найти ключ в душу сказителя – самое ценное качество фольклориста...» Действительно, народные сокровища может собирать человек только с добрыми побуждениями и чистой совестью.

Хотел бы обратить внимание читателя еще на одну грань таланта филолога-фольклориста Нигмата Динахметовича Шункарова – как информатора. С детских лет и за долгую собирательскую жизнь он сохранил в своей памяти множество оригинальных мелодий и текстов, обрядовых песен. В нем всегда присутствовало желание поделиться с ними с кем-то, особенно с музыкантами, чтобы они помогли ему записать их в нотах. Любовь к песням своего народа и стремление сохранить их без артистических прикрас в том первозданном виде, в котором он услышал однажды, вызывало к нему уважение и доверие как информатору. С его голоса автор статьи в 1960 – 1980 годы записывал ряд обрядовых песен: «Ямғыр теләү», «Ҡояш теләү», «Убыр әбей», «Бит асыу», «Саҡ-Суҡ бәйете», «Аҡмулла бәйете» и лирические песни «Етем ҡыҙ Хәтирә», «Йәнгүҙәй», «Ҡарағай» и другие. Отличная память и природная музыкальная способность позволили Шункарову запомнить эти песни довольно точно, в близком фольклорному истоку варианте.

Жизнь и творчество Н. Д. Шункарова еще не изучена. Скромная по натуре фигура собирателя долго оставалась в тени. Его имя должно стоять в одном ряду с именами Руфа Игнатьева, Сергея Рыбакова, Мухамметши Бурангулова, Гаты Сулейманова и многих других видных собирателей и исследователей башкирского народного творчества.

Яндекс.Метрика