Мухаметша Абдрахманович Бурангулов

Мелеузовский районПервый народный сэсэн Башкортостана

(1988-1966) Мухаметша Абдрахманович Бурангулов родился 15 декабря 1888 года в деревне Верхне - Ильясово Бузулукского уезда Самарской губернии (ныне Оренбургская область, Красногвардейский район) в семье крестьянина-середняка. Детство его было трудным, полным лишений и невзгод. В 9 лет Мухаметша лишился отца. В 12 лет он остался круглым сиротой

Рано появилась у него тяга к знаниям. Окончив земскую школу в соседней деревне Юлдаш, он поступает в медресе села Каргали и все свободное от учебы время зарабатывает себе на хлеб, устраиваясь на разные работы.

В 1907 году в жизни М. Бурангулова происходит событие, которое оказывает большое влияние на его дальнейшую судьбу: в одном из юго-восточных районов Башкирии он встречается со знаменитым кураистом и сэсэном Габитом Аргинбаевым. Сэсэн-сказитель, обладавший большим даром импровизатора, по памяти воспроизводивший многие эпические произведения народного творчества, пробуждает в нем горячий интерес к фольклору, стремление к познанию особенностей устно-поэтического творчества. Проникшись глубокой любовью к творчеству своего народа, М. Бурангулов в дальнейшем всю свою жизнь посвящает сбору и пропаганде бесценных его творений

В 1909 – 1911 годах Бурангулов учится в медресе «Хусания» в Оренбургской области. Окончив учебу 1911 году, он 5 лет учительствует в школе деревни Каипкул.

С 1916г. он работает инспектором башкирских и татарских школ отдела народного просвещения в Бузулуке. В 1918 – 1921 гг. заведует отделом просвещения Туксуранского кантона.

В 1920 году М. Бурангулова арестовывают за одобрение деятельности Заки Валиди, в заключении он пробыл несколько месяцев

В 1935 году его направляют работать в Юматовский сельскохозяйственный техникум учителем башкирского языка и литературы. Заочно он учится в педагогическом институте им. Тимерязева.

В 1934 году Мухаметша Абдрахманович приезжает на работу в1-ю Альшеевскую башкирскую школу (ныне лицей им. М. Бурангулова) учителем башкирского языка и литературы. Начинаются массовые репрессии. После октябрьского пленума 1937 г. Мухаметшу Абдрахмановича арестовывают и сажают в тюрьму в г. Уфе. Оправдывают в июне 1938 года. Глубокая тяга к познанию и изучению фольклора приводит Бурангулова в научно-исследовательский институт истории языка и литературы, где с 1938 по 1941 он работает научным сотрудником.

После принятия ЦК ВКП (б) постановления «О состоянии агитационно-пропагандистской работы в Башкирской партийной организации и путях ее улучшения» от 27 января 1945года Бурангулов вновь подвергся гонениям. (М. Бурангулов был арестован пять раз: в 1918г., в 1920г., в 1929г., в 1937г., в 1950г.): его и Б. Бикбая обвиняют в искажении истории башкирского народа, допущенное в некоторых произведениях. В 1950 г. он был лишен всех званий и осужден на 10 лет, до 1956 года отбывал наказание. В 1959 году был реабилитирован и восстановлен в звании народного сэсэна БАССР.

Творческая деятельность.

В литературу Мухаметша Абдрахманович Бурангулов пришел в 1917 году с написанной на основе народной легенды и песни фольклоно-этнографической пьесой «Ашкадар», где отобразил национальные обычаи башкир в прошлом. Вслед за этой пьесой М, Бурангулов создал пьесы «Голубая шаль» (1918), «Буранбай» (1920), «Тафтиляу» (1921), «Скрытые лица» (1921-1934), «Алпамыша» (1922), «Салим-кантон» (1923), «Шаура» (1925-1948), знаменитую драму «Башкирская свадьба» (1926-1943) и др.

Он создал ряд историко-революционных пьес, среди которых особо выделяется драма «Карасакал» (1930), трагедия «Идукай и Мурадым» (1940) и оперные либретто «Мэрген» (1939), «Туктар и Гульнур» (1944). Немало пьес М. Бурангулова посвящено показу современной ему действительности. Это – «Борьба за свободу» (1927), «В бурные дни» (1929), «Шайка Абзелиловых» (1926), «Прокурор» (1930), «Настоящая любовь» (1947), «Гульнур» (1948) и др. Им написано более 30 пьес с вариантами.

Неоценима роль М. Бурангулова в собирании и издании материала по башкирскому народному творчеству.

В 1907 году в родной деревне Верхне –Ильяс от сапожника Хасана Бурангулова он записал кубаиры «Кара юрга», «Куныр-буга», эпос «Алпамыша», в Актюбинске от казахского акына Алсынбая кубаир «Кубагуш –сэсэн». В 1910 г. от башкирского сэсэна Габита Аргинбаева, проживавшего в д. Идрис Баймакского района, и от Хамита – сэсэна из д. Мало-Иткул он записал всемирно знаменитый эпос «Урал – батыр». В течение 1907-1920 гг. от Габит – сэсэна М. Бурангулов записал кубаиры и эпосы «Ай, Уралтау, Уралтау», «Ете ырыу» («Семь родов»), «Юлай и Салават», «Мэргэн и Маянхылыу» и др.

Во время Великой Отечественной войны М. Бурангулов создал большое произведение «Кубаир об Отечественной войне», также он написал «Кубаир о законе», «Кубаир о великой дружбе» и т.д.

В 1990 г. впервые было подготовлено к изданию двухтомное собрание произведений М. Бурангулова

Мухаметша Абдрахманович – автор и научно-исследовательских трудов «Башкирские исторические песни», «Башкирские исторические песни и легенды», «Башкирская народная поэзия», уникальной монографии «Башкирские свадебные обряды». Собранные им материалы заняли большое место в 18-ттомном «Башкирском народном творчестве», издавшемся в 70-80 гг.

Он являлся активным публицистом, публиковал статьи, поднимавшие актуальные проблемы судьбы башкирского народа, писал рецензии, аннотации на ценные памятники устного народного творчества.

М. Бурангулов член Союза писателей с 1940 года.

В 1944 году ему присваивается почетное звание народного сэсэна Башкортостана.

Умер первый народный сэсэн в 1966 году.

Мухаметша Бурангулов и Альшеевский район

1934 год. В пору жестоких репрессий Альшеевская земля стала пристанищем для великого башкирского сэсэна. Тогда никто и не ведал о его величии, как все истинные мудрецы, он был удивительно простым и скромным. Жил со своей семьей на улице Свободы, изучал богатейший фольклор Демских, Асылыкульских башкир. И от всей души полюбил дивный край древнего рода минцев. И народ ему ответил огромной любовью и уважением.

В 1934 – 1935 учебном году директором 1- й Альшеевской башкирской школы был назначен сын Мухаметши Абдрахмановича, Зуфар Бурангулов выпускник исторического факультета БГПИ. Жена Зуфара была родом из деревни Альшеево. В это же время там начала работать и его сестра Наккар, окончившая математический факультет института. Чуть позже переехал и сам Мухаметша Бурангулов. В 1936-1937 гг. он работал завучем и вел уроки башкирской литературы, кроме уроков он вел в школе и фольклорный кружок, где дети с огромным интересом изучали народное творчество, истории деревень, топонимические названия. Вместе со своим учителем они на Старосепяшевском кладбище нашли место захоронения Альшей – батыра, основоположника села Альшей. Ребята привели в порядок могилу батыра, сэсэн прочитал им надпись на надгробном камне.

В 1936 году на сцене районного клуба была поставлена пьеса М. Бурангулова «Башкирская свадьба» имевшая большой успех. На следующий день состоялась встреча автора с сельчанами, где он рассказал об истории написания пьесы, отвечал на их вопросы. Сэсэн жил в тесной связи с народом, и многие приходили к нему за советом

В 1937 году Мухаметшу Абдрахмановича арестовали в очередной раз. Альшеевская земля с благодарностью хранит память о великом сэсэне. Его помнят дети и внуки его учеников, а школа, где он работал, гордо носит имя первого народного сэсэна.

Использованная литература

1.

Башкирская энциклопедия. Т. 1.: А-Б.- Уфа: Изд-во «Башкирская энциклопедия», 2005.- С.570 2.

Башкортостан: Краткая энциклопедия.- Уфа: Изд-во «Башкирская энциклопедия»,1996.-С.194 3.

Гайнуллин М.Ф. Писатели Советской Башкирии: Библиографический справочник / М. Гайнуллин, Г. Хусаинов.- Уфа: Башк. кн. изд-во 1977.- С.88 4.

Писатели земли Башкирской: Справочник.- Уфа: Китап, 2006.- С.104 5

.История башкирской литературы. Т. 4 На баш. яз. – Уфа: Китап,1993.- С. 75 - 94 6.

Галиев С.А. Народной мудрости источник: Толковый словарь башкирского фольклора.- Уфа, 2007.- С.65-67 7.

Азнагулов А. Память о сэсэне жива по сей день // Альш. вести.- 1999.- 2 июня 8

.Киреева А.Имя его – в сердце народном // Альш. вести.- 2004.- 31 января 9.

Шэрипова З. Исем бирзе уFа ил //Башкортостан.- 2008.- 2,3 декабря

Основные произведения

1.

Ашкадар: Пьеса. На башк. яз. Оренбург, 1923 2.

Башкирская свадьба: Пьеса. На башк. яз. Уфа: Башиздат, 1929 3.

Прокурор: Пьеса. На башк. яз. Уфа: Башгиз, 1930 4.

Отечественная война. Кубаир. На башк. яз. Уфа: Башгосиздат, 1942 5.

Эпос о батырах. На башк. Уфа: Башгосиздат, 1943 6.

Акбузат: Башк. нар. героич. эпос. На башк. яз. Уфа: Башкнигоиздат,1971 7.

Таштугай. Уфа: Китап,1994 8.

Капризная девушка. Раненный беркут. На башк. яз. Уфа: Китап, 1999

Яндекс.Метрика