Связи с известными людьми

Александр Сергеевич Пушкин

В 1773-1775 гг. произошло крупнейшее Крестьянское движение народных масс под руководством Е.И. Пугачева. Исетская провинция, куда входила Учалинская земля, была наиболшим очагом башкирских выступлений. В районе начинают действовать вооружённые группы тептяр и бобылей. По неполным данным, в восстании Пугачёва участвовали жители деревень Барын – Табынской волости. Каратабынцами считают себя и жители средней части Учалов. «Сколь не велик был урон от стороны злодеев, однако не без потери и с нашей стороны…». Восстание было подавлено. Царское правительство сделало всё возможное, чтобы подобные выступления народных масс не повторялись.

В 1774 году в крепость Верхнего Яйика, коменданту Фокку был доставлен башкир, которого он изувечил: отрезал уши, нос и пальцы рук и отправил домой. В своем романе «Капитанская дочка» А.С. Пушкин показал этого немого башкира Сайфетдина («Ступишин» из д. Наурузово или Истмагулово Учалинского района). Источник этих сведений не установлен.

«Башкирице с трудом согнул через порог и, взыл сняв высокую свою шапку, остановился у дверей. Я взглянул на него и содругнулся. Никогда не забуду этого человека. Ему казалось лет за 70. У него не было ни носа, ни ушей. Голова его была выбрита, вместо бороды торчало несколько седых волос; он был малого роста. Тощ и сгорблён, но узенькие его глаза сверкали ещё огнем»

Список литературы:

  • Все за Емельяном Пугачёвым [Текст] / Р.Насыров // Отчий край: к 75-летию Учалинского района/ Р.Насыров. – Уфа - Учалы , 2005. – С.73-74.
  • Крестьянская война 1773-1775 - [Текст] // Учалинский район: энциклопедия.- Учалы; Уфа, 2008.- С.154

Василий Андреевич Жуковский

А.В.Жуковский По различным обстоятельствам некоторые из писателей посетили наш край. Несмотря на все социальные противоречия, писатели восхищались им, вдохновенно и лирично рисуя башкирские пейзажи, описывали жизнь башкир, их быт и традиции.

/При р. Миндяк была основана д. Галиахмерово, имеющая другие названия - Галишкино, Долино. В 1795г. она состояла из 17 дворов с 96 жителями. X ревизия нашла в ней 60 домов. Они владели значительным количеством скота (246 лошадей, 223 коровы, 100 овец, 30 коз). В 1842г. было засеяно в деревне 56 пудов озимого и 1296 пудов ярового хлеба/.

д.ГалиахмеровоИменно по тракту Челябинск - Миасс - Верхнеуральск, как раз через башкирские деревни (включая д. Галиахмерово) нынешнего Учалинского района, летом 1837 года проехал видный русский поэт В.А.Жуковский, сопровождая наследника престола Александра в его путешествии по России.

В его «Дневниках» нашли отражения некоторые местные черты: «… июня, среда…Въезд на Урал. Обедали в башкирском кантоне. Кантонный начальник и его три жены. Медведь. Мечеть. Обед в кибитке. В этот день проехали весь Урал от высочайших гор до последних перевалов. Золотые россыпи. Лиственница и берёза по горам. Прекрасный вид на горы. Справа через широкую равнину колыбель реки Белой... Озёро с лесистым берегом и с голым другим. Полуостров. Лиственница и берёза. Башкирцы. Верхнеуральск. Бедный городишко. Пребывание в Оренбурге. …Пляска башкирская. Борьба башкир с киргизами. Музыка башкирская. Музыкант: курайчи, инструмент: курай или чебузга.

Список использованной литературы:

  • Жуковский, В.А. Дневники [Текст] / В.А. Жуковский // Башкирия в русской литературе / В.А.Жуковский. Уфа, 1989. - Т.1. – С.169 -168.
  • Насыров, Р. Отчий край [Текст] : к 75-летию Учалинского района / Р. Насыров. – Уфа. – Учалы, 2005. – С.6.

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

Д.Н.Мамин-Сибиряк Другой известный писатель Д.Н. Мамин–Сибиряк (1852-1912гг.), который мечтал побывать в наших местах, пока не будет построена железная дорога. Летом 1886 года его мечта сбылась. Он проехал на лошадях из Екатеринбурга, через Касли, Кыштым, Златоуст, Миасс… и побывал на золотых приисках в районе дер. Балбук. Результатом этой поездки стало создание очерка «Байгуш» (Из путешествий по Южному Уралу): д.Балбыково «Вот тут недалеко в стороне есть башкирская деревня. Увидите… А вон и наш Балбук, - cмотрите влево. Мы ехали из Балбука, - так называлась золотые промыслы, - по маленькой. Официальное название этих промыслов - Каратабыно – Баратабынские, Оренбургские губернии, Троицкого уезда, башкирской деревушки Тунгатаровской волости. В собственном смысле Балбука, т.е. башкирской деревушки, я совсем не видел, хотя жил на промыслах уже недели две. Все как–то так не случилось завернуть; деревушка торчала боком, всегда её можно было видеть, а я откладывал день за днём, как откладываешь чтение собственной книги, которая никуда не уйдёт».

гора Иремель / Балбуково - поселение кара-табынцев по р. Уй. Оно с 19 дворами было известно четвертой ревизии 1784г. X ревизия показала 32 двора с 357 жителями. Жители занимались золотыми промыслами. На них бы¬ло занято в 1867 г. на тептярских землях 217, на казачьих зем¬лях 520, на башкирских землях 1097 старателей- работных людей из коренных жителей Троицкого и Верхнеуральского уездов. Только в 1843-1867 гг. было добыто золота в тептяр¬ских землях 297, в башкирских землях - 398, в казачьих землях 1029 пудов/.

«А ехал писатель в сопровождении некоего Павла Степановича на охоту в сторону Иремеля. Интересно было выяснить, какие он видел населённые пункты, озёра. Это было нетрудно узнать. Несомненно, он смотрел с горы Кумач, что высится рядом с дер. Балбук, видел речку Уй, озёра Нарали и Ауш, а на берегу – полувымершую деревню Старый Байрамгул. Из Балбука они поехали через болото в сторону Кужая и, не доезжая до него, свернули налево, оставив позади Уйташ, углубились в уральские леса. Он проехал Татлимбет, Абзак и, наконец, оказался у деревни Бурангул, предпоследнего пункта пути.

Отказавшись от намерения искать ночлег в деревне, потому что там была грязь, вонь, путники проводят ночь в поле и здесь знакомятся со странником, нищим и слепым старцем, который и дал название рассказу». Он видел ужасную картину и не понимал, как можно умирать «…именно здесь, на этой благословенной и цветущей Башкирии, когда именно здесь – то, кажется, и следовало жить?».

Список использованной литературы:

  • Байгуш [Текст]: (Из путешествий по Южному Уралу) / Д. Н. Мамин – Сибиряк // Повесть и рассказы /Д. Н. Мамин – Сибиряк. – Уфа: Баш. кн. изд-во, 1978. – С. 57-68.
  • Глава 1. Экскурс в прошлое (ХVII – ХVIII века) [Текст] / Р. Насыров // Отчий край: к 75-летию Учалинского района / Р. Насыров. – Уфа; Учалы, 2005. – С. 6-7.

Мустай Карим

Мустай Карим
По приглашению писателя Мухамета Хайдарова, после долгого лечения в Москве, в сопровождении жены приезжал в д. Ургуново великий башкирский поэт и писатель Мустай Карим. В рассказе «Абубакир» он пишет «Лето 1950 года я вместе с семьёй провёл в ауле на берегу волшебного озера Ургун. Покой и блаженство того урочища, что были и тогда, словами не передать. Брал я в свое время карандаш в руки, чудную ту красоту пытался описать – не смог, дара видно не хватило. То величественное зрелище можно было только видеть, слушать, чувствовать».

д.Ургуново
/Ургуново (башк. Өргөн) — село в Учалинском районе, относится к Учалинскому сельсовету. Население на 1 января 2009 года составляло 658 человек/.
оз.Ургун

По воспоминаниям местной жительницы Нажибы Валиевой (1928 г.р.):

«Мустай Карим приезжал в деревню ежегодно. В первый раз, когда он приезжал, его жена Рауза была беременной на дочку Альфию. Мустай Карим любил ловить рыбу и лежать в гамаке, который висел между двумя берёзами. Любил гулять по Ургуновскому лесу.
Лиственничный бор

Ко всем относился одинаково, любил со всеми общаться. Его сын Ильгиз был уже большой, также со всеми поддерживал дружеские отношения.

В деревне Ургуново Мустай Карим не только укреплял своё здоровье, но и приобретал новых друзей, которые стали главными героя его произведений. В деревне жил слабоумный парень Абубакир, который никогда не учился в школе. С этим парнем – инвалидом судьба свела и Мустая Карима. Мустай Карим говорил: «Надо его врачам показать. Ему надо учиться, он ведь умеет логически рассуждать». О нём он написал в своём рассказе «Абубакир». О своём герое Мустай Карим говорил: «Этот человек все больше притягивает меня к себе, душу завораживает и тревожит. Кто он? Бесхитростное создание, который с Господом напрямую беседует, или мешок сплетен, все виденное и слышанное в себе носит, где-то рассыплет, а где-то нет».

Когда Мустай Карим приехал в 1951 году, Абубакира уже не было в живых, он погиб, вынося детей из горящего дома.

Ахметьянова РайсаПо воспоминаниям другой жительницы Ахметьяновой Райсы (1935 г.р.): «Мустай Карим останавливался только у Кабиры апай. Наша веранда смотрела в их сторону. Мы были ещё детьми, и наблюдали со щелей плетённого забора (ситән). Мы жили очень бедно. Рауза апай частенько нас просила: «Райса, принеси мне ягоды», которые она покупала.

У них была помощница Разия, они её называли сестрёнкой. Она им помогала в хозяйстве. Когда она стиралась, мы просевали мыло. Альфия была очень маленькой, в памяти остался только Ильгиз. К детям Мустай Карим тоже хорошо относился. С нами играл игру «Охота на уток» и пел песни:

«Бөгөн төнөн төшөмә керҫе

Алюмин тигән 3алай

Ильгиз менән һуғышып йөрөй

Вәзир тигән бер малай».

На вид был красивый, кудрявый дядя. Музыкальный. Шустрый. Однажды мы стояли и смотрели, как Рауза апай варила варенье. Тогда я впервые попробовала это лакомство. Однажды Рауза апай с нами ходила за ягодами на гору «Шаулама», а на берёзах сделали качели: то собираем ягоды, то качаемся.

Около озера жил слепой старик – это был отец Абубакира. Мустай Карим привозил Абубакиру костюмы, а старику помогал удить рыбу. Тогда везде царили голод и бедность. Никогда не смотрел на то, что человек был бедный или слабоумный. Хотя был большим человеком никогда не высокомерничал. Такой был хороший человек. Когда он умер, сильно плакала…».

Мунира ЗакироваДругая жительница д. Уругово Мунира Закирова (1936 г.р.) - дочь Кабиры апай рассказывает: «Стихотворения Мустая Карима знаю наизусть.

Он в 1950, 1952, 1953 гг. в течение одного месяца жил в нашем доме. В 1951 году родилась дочь Альфия, и он не смог приехать. С Миасса приезжали на грузовой машине, а продукты привозил с г. Уфы. Мама только хлеб пекла. Даже керогаз с собой возили.

Помощница Разия нашего папу Мазгара называла: «Мотай, Мотай», так она и к Мустаю Кариму обращалась. Мустафа агай не курил, но всегда с собой привозил сигареты «Казбек», которые раздавал, как гостиницы. Все вместе ходили в лес. Меня тоже с собой брали.

Ягоды собирали или просто отдыхали в гамаке. Сын Ильгиз любил книги читать. Искупается в речке, снова бежит читать. Когда у нас жил, вышла книга «Радость нашего дома». Один экземпляр мне подарил, только я его потеряла. Не знала, что понадобиться, а то сберегла бы.

Мама всегда стелила им у окна, ложила толстую перину. Ильгиз спал на нарах, ему не досталось толстой перины, на что он говорил; «Когда стану старым, успею на перине ещё поспать. Однажды привезли женщину по имени Роза Алиева, она спасла жизнь Мустафе, вынесла из поля боя. Её с машины спускали на лестнице и на лестнице поднимали. Очень была толстой женщиной, из воды не вылезала. Хотела похудеть.

С покойным Вазиром (герой повести «Таганок») Ильгиз были большими друзьями. Ильгиз ему носил еду.

Яндекс.Метрика