Сагит Мифтахович Мифтахов

Сагит Мифтахович Мифтахов родился 10 января 1907 г. в д. Кызыл-Яр Нуримановского района Башкортостана. После окончания начальной школы учился на учительских курсах в г. Уфе В 1922 г., после окончания советской партийной школы в г. Стерлитамаке, областной партийный комитет Стерлитамака направил С. Мифтахова в Москву в Коммунистический универси¬тет трудящихся Востока [КУТВ]. Успешно окончив университет, С. Мифтахов возвратился в Башкортостан и преподавал в школе. В 1930 г. его назначили заведующим отделом культуры и пропаганды партийного комитета Баймакского района. Здесь он организовал выпуск газеты «Кызыл Баймак», исполнял обязанности ответственного редактора. Знакомился с жизнью рабочих Тубинского и Сибайского золотых приисков, активно участвовал в организации колхозов, собирал материалы для будущих произведений. В 1935 г. он был назначен директором Башкирского академического и Русского драматического театров.

В 1941 г. добровольцем ушел на фронт и в феврале 1942 г. погиб смертью храбрых.

В литературу С. Мифтахов пришел во второй половине 20-х гг. с пьесой «В стране панов». В основе произведения лежит идея пролетарского интернационализма.

Проблема социального разлома в стране изображена в пьесе «Сакмар». Изображая победу нового над старым, С. Мифтахов впервые сумел увязать ее с борьбой за духовно-нравственное совершенствование людей. Юлай и Айхылу, основные герои пьесы, являются в башкирской драматургии 30-х гг. новаторскими, самыми значительными образами современников. Новаторство С. Мифтахова было обусловлено и новой социально-классовой природой драматического конфликта.

В основе драмы «Зимогоры» (1936) С. Мифтахова лежат реальные события, происходившие на золотых приисках братьев Рамиевых, классовая борьба между наемными рабочими-сезонниками и хозяевами рудника. Во второй половине 30-х гг. С. Мифтахов создал пьесы, которые вошли в золотой фонд башкирской драматургии, среди них - «Дружба и любовь» (1939), «Дочь степей» (1940), называемые и драмами характеров.

В драме «Дружба и любовь», являющейся продолжением «Сакмара», основное внимание автора направлено на семейные взаимоотношения в новом, социалистическом обществе. Новаторскую сущность произведения предопределяет мера ценности - участие человека в общественно полезном труде.

Драма «Дочь степей» также поднимает проблему взаимоотношений коллектива и личности. Пьесы «Дружба и любовь», «Дочь степей» С. Мифтахова окончательно утвердили в башкирской драматургии 30-х гг. героев нового типа.

Творческая практика С. Мифтахова окончательно расшатала стихию тех форм и изобразительных средств, которые были связаны с этнографизмом с одной стороны, с натурализмом и схематизмом - с другой. Драматург внес большой вклад и в создание национального репертуара Театра оперы и балета. Оперы «Сакмар», «Акбузат», написанные на либретто Мифтахова, и поныне пользуются огромным успехом у зрителей.

Основные произведения

  • В стране панов: драма.- Уфа: Башгосиздат, 1932. - 48 с.; 1946.- 68 с.
  • Сакмар. - Уфа-Казань: Башгиз, 1934.- 144 с.
  • Дружба и любовь: пьеса. - Уфа: Башгосиздат, 1939. - 102 с.
  • Дочь степей: драма. - Уфа: Башгосиздат, 1940. - 108 с.
  • На Балкане // За Родину. - Уфа: Башгиз, 1944.
  • Пьесы. - Уфа: Башкнигоиздат, 1956. - 264 с.
  • Пьесы / Послесл. М. Гайнуллина. - Уфа: Башкнигоиздат, 1976- 216 с

Литература

  1. Гайнуллин, М.Ф Драматургия С. Мифтахова / М.Ф. Гайнуллин. - Уфа: Башкнигоиздат, 1959. – 130с.
  2. Гайнуллин, М. Писатели советской Башкирии [Текст]: биобиблиографический справочник. – Уфа, 1969. – С. 255-263.
  3. Писатели земли башкирской [Текст] : справочник / сост. Р.Н. Баимов, Г.Н. Гареева, Р.Х. Тимергалина. – Уфа: Китап, 2006. – С. 279-280
  4. Тимергалина, Р. Писатели советской Башкирии [Текст] : указатель литературы 1917-1978 / Р. Тимергалина. – Уфа, 1980. - С. 112.

     

Яндекс.Метрика