Габдулла Галиев - Батырша

Абдуллина – Горбачева М.У.

Габдулла Галиев - Батырша родился примерно в 1710 / 1715 годах в деревне Карышбаш Сибирской деревне (Бирский уезд Оренбургской губернии). Он получил основательное религиозное образование: сначала учился в родной деревне, затем продолжил обучение в медресе деревень Тайсуганово (ныне в Альметьевском районе Республики Татарстан). Его наставниками стали просвещенные и известные в мусульманском обществе Абдрахман Бикчурин и Абдуссалям Ураев. Для своего времени Батырша был высокообразованным человеком, чего достиг неустанным самообразованием и тягов к еще большим знаниям. Батырша отличался доскональным знаниям шарията, умел грамотно и убедительно толковать его положения, был знаком с трудами известных мусульманских деятелей Востока. С рождения обладал силой гипноза и внушения.

1744 – 1745 годах Батырша жил и работал в деревне Илем Гайнинской волости Осинской даруги (ныне Перьмский край, Бардымский район село Куземярово), в 1746- 1749 годах в деревне Муслим Исетской провинции (ныне Челябенская область Кунашакский район село Муслюмува). В 1549 году он переехал в деревню Карышбашево Сибирской дороги, где прожил до сентября 1755 года. В последствии он так описывал свою жизнь этот период (1744-1755 гг): жил имамствуя, одержал медресе, обучал мальчиков, предписывал мирянам то, что установлено, и удерживал от того, что запрещено”.

Своей деятельностью Батырша снискал авторитет о популярность в народе. К нему обращались с просьбой разрешть вопросы, связанные с наследованием имущества, или разъяснить вопросы, касающиеся шариата. О его незаурядных качествах и авторитете среди религиозных деятелей края свидетельствует и то, что в 1754 году ахуны Ногайской, Казанской и Осинской дорог выдвинули его на освободившуюся должность ахуна Сибирской дороги – высшего духовного лица этой части Уфимской провинции.
Наделенный от природы живым проницательным умом будучи непосредственным очевидцем безудержного и все возрастающего колониального наступления России в Поволжье и на Урале, Батырша постепенно пришел к выводу о необходимости воруженного выступления против властей.

Обладая способностью анализировать новое усилие социально – экономического давления на местные нерусские народы края со стороны Москвы, Батырша не мог не учесть благоприятность сложившейся ситуации.
Во-первых, он к этому времени имел достоточный авторитет и признание со стороны населения края, чтобы возглавить движение. Во-вторых,социальная напряженность среди населения продолжало наростать.
Некоторые совершенные исследователи пришли к выводу о наличии у Батырши двух программ восстания. Первая программа – максимум, нашла отражение первоначальном плане вооруженной борьбы за национальном освобождение и создание независимого мусульманского государства. Этот план в общих чертах был изложен в его “Воззвание” к народам Урала, Повольже, Сибири и Средней Азии, написанном до начала восстания весной 1755 года. Программу – минимум Батырша изложил позже, в своем знаменитом “Доношении” императрице Елизавете Петровне.

Ученый – историк муфти, человек широчайшей эрудиции, огромного таланта, энциклопедических знаний, создавши десятки произведений Ризаэддин Фахреддин в своем многотомном библиографическом сочинении “Асар” пишет о Батырше: “После многочисленных прошений против насилия к релегии и протеснений, которых оставили без внимания, башкирский народ и исламское общество, пришедшие к нему, были вынуждены восстать против русского государства. В это время их сплотил в единую идею мулла Габдуллы (т.е. Батырша)”.

Батырша жестоко поплатился за организацию восстания. Согласно приговору, его наказали плетьми, вырыванием ноздрей и пожизненным заключением в Шлессельбургскую крепость. В ночь на 24 июля 1762 года Батырша пытался бежать из нее, зарубив топором стражников. Однако попытка оказалось неудачной, погиб и сам заключенный.

Жертва, принесенная Батыршой, оказалось ненапрасной. С середины 1750-х годов царское правительство отказалось от жестокого курса в отношение мусульман. Было восстановлено право башкир обращаться с прошениями непосредственно к царям. Власти обещали упорядочить управление башкирами, покончить с самовольным захватами их земель.Было прекращено насильственное переселение некрещенных татар из их деревень при появление в них новокрещенных дворов. С мусульманского населения была снята недоимка подушного налога за прошлые годы и т.д.
Память о Батырше его литературное наследие дошло до наших дней и хранится в музее имени Батырши.

Музей возник по распоряжению главы администрации Балтачевского района от 21 октября 1990 года 4 октября 2002 года была проведена научно–практическая конференция, посвященная наследию Батырши (“Ил улы – Батырша, жир улы Батырша, ул яши һәм яшәр мәңгегә” ). Участники этой конференции возложили камни на основание строительства нового здания музея «Батырша». Новое здание музея было открыто 30 августа 2003 года.

Музей богат уникальными экспонатами и материалами: более 100 рукописных книг Батырши.
Рукописные книги оформлены по - разному. Среди них имеются фолианты, написанные ясными и изящным каллиграфическим почерком и аккуратно переплетенные кожей. Также встречаются рукописные книги переплета или обложках, переписанные для личного пользования. Редкой ценностью являются книги (фара из (фараиз – это наука о разделе имущества по шариату), написанные на древнетурецком, арабском и персидском языках.

В экспозициях музея имеется копия знаменитого письма Батырши императрице Елизавете Петровне, которая было написано Батыршой с 4 по 24 ноября 1756 года в Москве по пути следования его в Шлиссельбургскую крепость, куда был конвоирован для отбывания наказания. Написанное прошение – письмо было положено в особый конверт и запечатано самим Батыршой и отправлено под строгой стражей в Петербург, но дошедшее лишь до Тайной Канцелярии и Сената.

Письмо Батырши, написанное на языке тюрки, дошло до нас в одном экземпляре, переписанное на бело и в семи черновиках – набросках, а также в переводах на русский язык.
Письмо состоит из 140-150 страниц и представляет собой значительный историко– литературный памятник середины XVIII века. По содержанию это историка – политический, социально – экономический. этика- философский трактат о Батырши того периода. Оно является ценным источником по истории и культуре башкирского и татарского народов.

Исследователи деятельности Батырши: местные краеведы Хазиев Н.М., Шайхайдаров Р.М., известный ученый Хусаинов Г.Х и др. много написали и опубликовали на страницах печати .

Яндекс.Метрика