Дэрдмэнд (Закир Рамиев)
(1859 -1921)
Поэт - философ, классик татарской литературы,
знаменитый промышленник России.
Рамиев Мухаметзакир Мухаметсадыкович родился 23 ноября 1859 года в д. Зирган Стерлитамакского уезда. В 1862 году семья Рамиевых переезжает в деревню Юлук Баймакского района. Закир Рамиев окончил Муллакаевское медресе, продолжил обучение в г.Стамбул (1880-81).К началу XX века у Рамиевых было около 20 приисков. Закир Рамиев с братом стали продолжателями дела отца по добычу золота . Они, десятую часть своих доходов отдавали в пользу общества. Строили мечети, открывали школы, больницы, полностью содержали их, открыли библиотеку в д.Юлук Баймакского района. В Оренбурге открыли типографию, стали издавать газету “Ваҡыт”и “Шура”.
Закир Рамиев окончил Муллакаевское медресе, продолжил обучение в г.Стамбул (1880-81).Был членом Оренбургского бюро партии народной свободы, делегатом 2-го съезда российских мусульман (г.Санкт-Петербург,1906), один из организаторов Оренбургской мусульманской народной партии. Входил в мусульманскую фракцию Государственнной думы. Делегат 2-го Всероссийского мусульманского съезда ( июль-август 1917), 1-й Всероссийской конференции по шрифту и орфографии татарского языка(1919).Являлся председателем Оренбургского общества попечения об учащихся мусульманах.В архиве РБ обнаружены документы ,подтверждающие помощь Дэрдменда золотом Заки Валиди при создании Башкирской республики,башкирской национальной армиии.
Начал печататься в конце 19- начале 20 веков, публиковался под псевдонином Дэрдмэнд. Его поэзия оказала влияние на развитие башкирской и татарской литератур. Поэтическое наследие Закира Рамиева остается образцом высшего литературного мастерства.
Баймакская земля – родина Дэрдменда.Здесь он сформировался как гражданин и поэт. Его имя неразрывно связано с историей становления Баймакского района. Он участвовал во всех благотворительных акциях в начале 20 века. В Юлуке сохранились памятники старины: Белая мечеть, построенная в 1911 году на средства Рамиевых, каменная торговая лавка и двухэтажная библиотека из лиственницы.
Литература:
1.Насыров Р.Матурлыҡ ҡотҡарыр (Красота спасет). Өфө,2002.- с.58-89;
2.Хозиков В.Секретные боги Кремля. М,2004;
3.Антология поэзии Башкортостана. Голоса веков. Уфа,2007.- с.116-117;
4.Зиннатуллин З.Из рода Рамеевых.//Ватандаш.-2008.-№3;
5.Сәйғәфәров Ә.З.Дәртмәнд.Ижад шишмәһе Ирәндектән. Баймаҡ,2009;
6.Фазлетдинов И.Дәрдмәнд ижатының мифологик тамырлары.//Казан утлары.-2009.№11;
7.Сөләймәнов Ә.Ерҙәге йондоҙҙар.Өфө,2010-б.202-203;
8.Ғабдрахманов Ғ.Әхмәтзәки Вәлиди һәм Дәрдмәнд.//Ағиҙел.-2010.-№3;
8.Баймакская энциклопедия.Уфа,2013.- с.433.